http://stav.kp.ru/daily/24376/557453/ Ставрополь: как я работала стюардессой
Тысяча и одна вещь, которую должна уметь хорошая бортпроводница Оксана ЛИХАЧЕВА — 13.10.2009 - Ты уже собрала сумку? - подружкин голос в телефоне звучал подозрительно радостно для столь раннего утра. - Видела, у стюардесс всегда очень большие сумки. И что они туда только кладут?
Я в это время бегала по квартире, пытаясь застегнуть «молнию» на платье, разговаривая по телефону и собирая вещи первой необходимости - фотоаппарат, паспорт, ручку и записную книжку. Словом, я собиралась на стажировку - накануне поздно вечером меня закрепили за экипажем авиакомпании «Кавминводыавиа» рейсом «Минводы - Москва - Минводы» (протяженность 1450 км, высота 10600 метров и время в пути 1.55 часа и все это помножить на два).
Однако, чтобы попасть на борт самолета, мне еще предстояло пройти полосу препятствий.
НОГТИ ОБСТРИЧЬ, ВОЛОСЫ ЗАЛИЗАТЬ!
На контрольно-досмотровой пункт в Минераловодском аэропорту я примчалась вовремя. Зашла в кабинет к начальнице. Та окинула меня слегка скептическим взглядом, вздохнула и... как отрезала:
- А вы нам не подходите! У нас строгий дресс-код. Вся форма фирменная.
Я оторопела. Но оказалось, проблема дресс-кода решается относительно просто - фирменный шарфик на шею, бейдж и форма по размеру. Далее сложнее - нужно избавиться от всех возможных и невозможных пассажирораздражителей: фенечки, пирсинг, длинные ногти, на которые моя маникюрша угрохала 3,5 часа, а я - 1000 рублей, и гладко «прилизать» волосы.
- Конечно, приятные внешние данные важны, - резюмировала стюардесса «Кавминводыавиа» Татьяна, - но есть же еще и внутренняя красота, то есть человек может просто располагать к себе. Но возраст обязательно до 25, и мы требуем высшее образование, чтобы стюардессы могли общаться с разными категориями пассажиров. У нас же все летают - и депутаты, и певцы, и актеры. Поэтому мы должны и с банкирами, и с представителями самых простых профессий говорить красиво и вежливо. Важна общая образованность и... сила. У нас тяжелая работа. Мы тележки катаем с питанием, а они по 20 - 40 кг!
Итак, то, чему бортпроводников учат 3 месяца, а порой и два года (преподают технические дисциплины, ведь стюардесса должна хорошо знать конструкцию воздушного судна, на котором работает), мне предстояло впитать за считанные минуты, проникнуться, так сказать, идеологией профессии.
- Мы забываем, когда день, когда ночь, - методично продолжала выбивать весь романтизм профессии из моей головы Татьяна. - Вылетаем, когда восходит солнце, прилетаем на место, а рассвет еще не наступил. И здоровье нужно, как у космонавта.
- Работать порой приходится в сложных сбойных условиях (задержка рейса, нервные пассажиры и т. д). В первую очередь мы должны всегда быть готовы к аварийной ситуации. Спасать пассажиров - наша главная задача, но сервис на борту важен не меньше, - добавляет ее напарница Светлана.
МОЙ ФРОНТ РАБОТЫ - ТУАЛЕТ
Но вот краткий ликбез пройден, шарфик повязан, бейдж пришпилен, и начальник службы бортпроводников Светлана ведет меня на первый этаж - в святая святых! - на предполетный инструктаж.
Оказывается, каждая стюардесса отвечает за выделенный ей фронт работы. На моем рейсе старший бортпроводник Жанна распределяет обязанности. Одна выполняет информационно-справочную работу (то есть рассказывает пассажирам о рейсе, о погоде за бортом и прочих нужных вещах). Другая принимает питание и проверяет количество контейнеров, пломбы на них сверяет. Кто-то отвечает за посуду, стаканы, металлические приборы для бизнес-класса, а кто-то должен стоять под самолетом и контролировать загрузку багажа и прочих грузов. Быстро, как Отче наш, славная пятерка - Жанна, Ольга, Лиля, Володя (есть среди бортпроводников и парни) и еще одна Оля - рапортует, кто где будет находиться на случай нестандартной аварийной ситуации. Меня прикрепляют к Ольге. Мы вместе отвечаем за... красоту туалетных комнат. Но только зря я испугалась - моют их уборщицы, нам всего лишь предстояло разложить салфеточки и украсить зеркала цветочками...
Самолет в ожидании пассажиров похож на огромный улей: там пылесосят, меняют подголовники, приносят еду, уносят мусор, и во всем этом шуме и гаме каждый бортпроводник должен выполнять свое задание и не болтаться под ногами. Пока Ольга получает мягкий инвентарь (на обывательском языке - полотенца, салфетки, туалетную бумагу и освежители воздуха), я ищу чем заняться.
- А если авария, что делать будете? - спрашиваю я стюарда Володю. - Огнетушители-то у вас хоть есть?
Чтоб долго не объяснять, Володя ведет меня в хвост самолета, открывает шкафчики, и мы начинаем проверять бортовое оборудование. На случай аварии там в отдельных отсеках пронумерованное и проштампованное есть все: карманный фонарик (подсветить пассажирам путь к аварийному выходу, если в салоне дым), мегафон (алюминиевый рупор времен СССР, чтоб, не надрывая связки, перекричать галдящих пассажиров), кислородные баллоны и огнетушители (ну, понятно для чего).
- Надо, чтоб не просто все было в наличии, - по ходу объясняет Володя, - главное, чтоб все работало!
30 РОЗОВЫХ КУСТОВ
Итак, мой первый важный урок, после проверки всей техники - цветы из салфеток. Вы когда-нибудь замечали, что они есть в туалете? Я тоже нет. Может быть, первые пассажиры их вытаскивают и забирают как трофей, не знаю. Но украсить как-то отхожее место нужно. Помыть его уже помыли, и моя задача - поставить туалетную бумагу, дезодорант, щеточки для обуви и цветы накрутить. Получается очень даже симпатично.
- Что самое сложное? - переспрашивает меня Ольга, проверяя во всех ли кармашках на сиденьях в салоне есть инструкция по безопасности. - Каждый рейс проходит по-разному. Разные люди, разные ситуации, но самое трудное - общение с пассажирами. Особенно, если рейс задерживается. Но тебе повезло. Рейс на Москву легкий. Два часа туда, два обратно, и ты дома. Рейс на чукотский Певек (9 часов в одну сторону и почти сразу обратно!) - вот настоящий курс молодого бойца!
Но для меня уже сама подготовка самолета похожа на 33 задания для золушки. И пока все остальные порхают как бабочки, без видимых усилий выполняя то одно, то другое поручение, я медленно сортирую газеты. Они достанутся пассажирам бизнес-класса и в кабину пилотов. Все остальные экземпляры пассажирам по желанию. Радует, что на борт приходит много «Комсомолки» - я стараюсь положить ее первой, на самое видное место (воспользуюсь положением и прорекламирую бренд).
БОРТОВЫЕ БАЙКИ
Когда на борту выдается свободная минутка, бортпроводники вспоминают самого вредного пассажира, самого доброго и самого звездного. Говорят, что из звезд самый смирный - Сосо Павлиашвили (всю дорогу спит и никогда не ест на борту). Николай Басков настоящий «Мистер Очарование» (всегда мило общается и не заносчив, правда, на борту не поет, даже по просьбе). Самые общительные - группа «А-Студио», а вот к категории «Осторожно!» относят всех звезд, которые летают подшофе.Не менее интересно бывает на борту, когда в качестве пассажиров - братья наши меньшие. Когда в салоне «тушки» летели медвежата, они... съели все шторы. А два горностая так и норовили улизнуть от своей владелицы. На нашем рейсе из животных был лишь йоркширский терьер Мэри Теффи Франс, или попросту Молли. Собачка вела себя смирно и даже ни разу не тявкнула. Трудно поверить, что именно Молли за один день помогла хозяйке решить многолетнюю проблему. За 20 лет дама так и не смогла отучить мужа разбрасывать по всему дому носки. Появилась Молли, сделала в носках пару дырок, и уже на следующий день проблема неубранных носков была решена. Это сама пассажирка рассказывала.Забавные случаи бывают, и когда пассажиры решают провести на борту научные исследования. Например, какова вместимость самолетного туалета. Говорят, одной группе удалось побить все рекорды - в узенькую кабинку умудрились влезть семеро!
Тысяча и одна вещь, которую должна уметь хорошая бортпроводница [часть 2] http://stav.kp.ru/daily/24377/558039/ Оксана ЛИХАЧЕВА — 14.10.2009 ГРОЗА ВСЕХ ОС
- «Пассажиры!» - раздается на борту. Я надеваю чей-то удачно укороченный плащ и вся такая строгая и нарядная иду встречать пассажиров. Вот они, родименькие, 125 по списку (на обратном пути будет 97). Смотрю, нет ли знакомых. Моя задача? Как там говорили пингвины? - улыбаемся и машем. В это время моя коллега встает рядом. Как девушка умудряется сказать каждому: «Проходите на ваши места, они указаны в билете. DEF слева, ABC справа», - искренне улыбнуться и на вопросы отвечать? У меня на десятом пассажире от улыбки сводит скулы, а выговорить длинную фразу вообще успеваю через раз. Кажется, меня все равно никто не слушал. Ан нет. Народ тыкал билеты, переспрашивал, толпился в проходе, создавал очередь - а ты стой, гостеприимно улыбайся и вежливо отвечай. А потом какой-то мужчина предложил 500 рублей, чтоб его пропустили в бизнес. Пришлось вежливо (и только попробуй невежливо!) отказать - доплачивать за повышенный комфорт надо в авиакассе. Хотя понять, почему многие пассажиры эконома мечтают о бизнес-классе, легко: в бизнесе даже расстояния между рядами кресел больше, можно ноги вытянуть спокойно.
Изначально было жаль бедолаг, кому предстояло лететь у туалета. К концу полета кресла в хвосте ничем не напоминали места для поцелуев - так неприятно пахло.
И тут в самолет вслед за пассажирами залетела оса! Надо было ее срочно выгнать, чтоб в полете кого не укусила, но и не выглядеть глупо, бегая по салону с полотенцем. У Ольги это получилось профессионально - сразу видно, для нее это не первая оса!
Между тем Лиля и Володя проверяли пассажиров. На каждом рейсе обязательно найдется тот, кто опоздает. У нас какие-то дамы не успели вовремя сдать багаж, поэтому притащили его с собой: три тяжеленных чемодана. А кто должен найти место для багажа? Правильно, бортпроводница.
ЛИМОН ПРОВИНИВШИМСЯ. ШУТКА
На любой работе есть задания, которые никто особо выполнять не жаждет. Нет, это не накрутить цветы в туалете, а всего лишь тоненько нарезать лимон. Может, потому, что одинаково ровные ломтики настрогать не так просто? Однако резать лимон - не самое страшное. Порой труднее найти, где присесть в полете. Можно, конечно, умоститься на приставном кресле. Но на этих сиденьях без подлокотников почему-то очень страшно взлетать. Вот железный ящик из-под продуктов на кухоньке между экономом и первым классом куда удобнее. Особенно, если на него сверху одеяло положить.
Но вот пятиминутный перерыв окончен - пора снова за работу. По мне самое сложное - развозить борт-питание. Во-первых, тележка - это тяжеленная железная бандура, которую надо толкать, одновременно уворачиваясь, чтоб дверца, которая постоянно норовит захлопнуться, тебя по ногам не била. Во-вторых, надо улыбаться, запоминать, кто что будет есть и успевать положить булочку в упаковку - не роняя. При этом желательно самому на момент раздачи еды быть сытым (когда у бортпроводника урчит в животе, это не добавляет авиакомпании плюсов). Может, поэтому один из девизов экипажа: хороший бортпроводник - сытый бортпроводник. А потом второй заход в салон самолета уже с пустой тележкой - сбор использованной посуды. Причем в какой-то момент приходится идти спиной, и это чревато - вдруг кто-то спит, вытянув ноги? А чтоб закатить тележку на место, ее надо еще и приподнимать! Да, на силовые упражнения на борту я явно не рассчитывала!..
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ - № 1 СРЕДИ УКРАДЕННОГО
Пассажиры, надо отдать им должное, каждый рейс умудряются вытворить нечто: то рулон туалетной бумаги под сиденье спрячут, то вафельные полотенца из бизнес-класса стащат. Может, чисто машинально. Говорят, чаще всего пропадают ярко-оранжевые спасательные жилеты, которые многие пассажиры принимают за отличный сувенир с самолета.
...В первый полет мне многого не доверили. Например, разливать чай (вдруг рука дрогнет), получать еду (а если не замечу какой-то важной детали!), рассказывать правила поведения на случай аварии (тут надо без ошибок, речь-то идет о человеческой жизни) и, возможно, еще кучу мелочей, которые я даже и не заметила. В общем, оказалось, что надо уметь все - и правильно углы на салфетке подогнуть, и поставить разбушевавшегося пассажира на место, и не просто рассказать, что делать в случае непредвиденной ситуации, а самой не растеряться и помочь людям. Работка нервная, сложная, тяжелая, но интересная. После двух рейсов с короткой пересменкой в Москве даже брошенное вскользь «спасибо» обрело для меня вес и больший смысл.
Редакция благодарит авиакомпанию «Кавминводыавиа» за содействие в подготовке материала.
КСТАТИ
«Горячая пятерка» вопросов, на которые приходится отвечать бортпроводникам
Почему нельзя всем одновременно подниматься по трапу?
- По технике безопасности на трапе одновременно могут находиться только 7 человек, так как у любого предмета есть свой предел прочности.
Сколько стаканов сока можно выпить на борту?
- Конечно, существуют определенные расчетные нормы напитков на пассажира плюс-минус запас (сок - 200 граммов, вода - 200 граммов, вино - 100 граммов). Однако, если сок или вода есть в наличии, то стакан вам наполнят и в 10-й раз...
Как увидеть капитана самолета во время рейса? Можно зайти в кабину пилотов?
- Командир занимается непосредственно управлением воздушного судна. Доступ в кабину пилотов запрещен. Пассажирам тем более. Покидать свое служебное место командир может только в строго определенных случаях. По окончании полета на выходе вы можете передать свою просьбу капитану через бортпроводника: «Хочу лично пожать руку бравому пилоту!» Однако решение о встрече остается за командиром.
Почему нельзя курить в туалете на борту?
- Туалетная комната - это закрытое помещение, и там есть потенциально огнеопасные места - например, мусоросборник. Поэтому в целях общей и личной безопасности курение в туалете запрещено. Данное нарушение считается чисто административным, и штрафовать курильщиков бортпроводники не могут. Приходится ограничиваться устным внушением.
Если я не ем в самолете, могу ли я забрать еду с собой домой?
- Да, даже вместе с одноразовой посудой. Посуду многоразового пользования брать нельзя. Также пассажир может забрать с собой прочитанные газеты и журналы.
СПРАВКА «КП»
Первое подразделение «летающих девчат» появилось на борту авиалайнера Boeing 80 с легкой руки дипломированной медсестры Эллен Черч. В мае 1930-го 8 медсестер вышли в свой первый рейс. Однако их обязанности разительно отличались от нынешнего летного задания бортпроводниц. Девушки должны были работать и за грузчика (не только взвесить пассажиров и их багаж, но погрузить и разгрузить чемоданы), и за уборщицу (привести в порядок салон и кабину пилота, а при необходимости перебить в салоне всех мух), и за техника (чинить сломанные кресла). Также стюардессы должны были чистить ботинки пассажирам, таскать ведра с топливом и помогать наземному персоналу закатить лайнер в ангар. Вот такая непростая была работенка!
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Конечно, несмотря на универсальность профессии требования к бортпроводникам у всех авиакомпаний разнятся. Однако есть и общие параметры:
Возраст: от 19 до 23 (реже 35 лет)
Рост: 160-177 см (для девушек) и от 170 до 185 (для юношей)
Размер одежды: до 46-48 (для девушек) и до 52 (для юношей)
Наличие документа воинского учета (для юношей)
Приятные внешние данные
Образование: Высшее (некоторые компании берут на обучение и без заветной корочки, важен широкий кругозор и общая образованность)
Иностранный язык: чаще английский (свободный) (знание второго иностранного языка)
Опыт работы: желателен, но не обязателен (часто авиакомпания обучает бортпроводника, что говорится, под себя, а иногда требуют наличие свидетельства бортпроводника)
Среди прочих немаловажных параметров - отсутствие медицинских противопоказаний, склонность к работе в сфере обслуживания, ответственность, коммуникабельность, знание деловой этики и правильная речь.